Баланов Иван Дмитриевич – спортивный организатор

Родился 24 февраля 1889 г. в Уолбинском наслеге Баягантайского (ныне – Тааттинского) улуса.

Его можно считать основоположником якутского этноспорта.

В ноябре 1926 г. по заданию председателя Совета физкультуры при ЯЦИК Семена Николаевича Донского-II первым описал виды спортивных упражнений и игры, распространенные среди якутского населения и целесообразные для культивирования в Якутии, а также вместе с ним и ответственный секретарем СФ при ЯЦИК Борисом Александровичем Нейманом составил проекты правил их проведения, а также соответствующую инструкцию и распространил по района республики.

С 1917 г. жил в г.Якутске: был рабочим, в годы граждаснкой войны воевал в отряде А.С.Рыдзинского, занимался продразверсткой, был солдатом ЧОН, морзистом агентства почты-телеграфа. В 1924-1929 гг. работал в газете “Кыым” секретарем, заместителем редактора, редактором. В то же время в 1925-1926 гг. был членом Совета президиума Совета физкультуры при ЯЦИК, который в то время возглавлял Донской Семен Николаевич-II (младший).

16 марта 1929 г. назначен заведующим отделом народного образования Якутского горисполкома, где показал себя талантливым, грамотным, требовательным руководителем, развернул большую работу по развитию народного образования в г.Якутске и республике. Когда он начинал работать, в аппарате были один инспектор со стажем 4 года, средним образованием и деловод Игнатьев Н.Н. Бюро Якутского горкома ВКП(б), заслушав 12 апреля 1931 г. доклад заведующего гороно И.Д. Баланова «О ходе всеобуча и ликбеза по г.Якутску» отметило «….почти полный охват детей и подростков школами, 98%,обеспечение бедных детей теплой одеждой и обувью, устройство горячих завтраков для учащихся путем мобилизации средств родителей, значительные сдвиги в области политехнического воспитания, по ликвидации безграмотности, перевыполнение контрольной цифры Наркомпроса…». Много сил И.Д. Баланов вложил в дело введения всеобщего начального обучения. Параллельно решал вопросы здравоохранения и культурного строительства. Он мечтал создать при Якутском гороно «педагогический кабинет», «институт общественных инспекторов», провести широкую политехнизацию школ, даже устроить «каток гороно». Следует отметить, что зав. Якутским гороно И.Д. Баланов всегда и во всем имел свое мнение. В архиве сохранилась его переписка с НКПЗ и другими руководящими органами. В частности, ответ Баланова на поступившее служебное обращение наркома просвещения И.Н.Жиркова от 3 декабря 1931г. такого содержания: «Партией и правительством поставлена задача коренизировать школы». Коренизация означала, что в объеме семилетки преподавание математики, физики, химии, естествознания и других предметов, а также проведение всей внеклассной работы должно вестись на якутском языке. В городе начался переход на создание и издание учебников и учебных пособий на якутском языке. В 1934г. вышел первый учебник учителя неполной якутской семилетней школы №5 Николая Васильевича Егорова «Книга для чтения». Коренизация школ на родном языке не была ни «якутизацией», ни «русификацией». Это было последовательным преподаванием на двух языках: в семилетках — на родном, в 8-9-на русском. «….Коренизация — это осуществление преподавания основ наук на родном языке и улучшение преподавания русского языка в нерусской школе — является двумя сторонами одного вопроса. Эти задачи едины и неразрывны, нельзя их противопоставлять». Также в те годы остро стоял вопрос об озеленении древонасаждениями г.Якутска. И.Д.Баланов с острой критикой выступал на Пленуме Президиума Горсовета. Он считал, что «пыльные и зловонные улицы без единой растительности, со скелетами домашних животных есть результат хищнического «хозяйствования» так называемой городской управы, разгула торгово-ростовщического капитала и былого невежества местных жителей», что «устройство зеленых насаждений для города является одним из важнейших мероприятий по оздоровлению его атмосферы». Было принято решение: «1) силами учащихся и педагогов городских школ и техникумов провести древонасаждение в городском сквере; 2) при каждой школе разбить палисадники с количеством деревьев не менее 20 корней; 3) весь процесс работы по пунктам 1 и 2 увязать с программными материалами в качестве элементов политехнизма». Помимо всего Горпросздраву было вменено в обязанность проводить работу по посевной кампании, даже по борьбе с вредителями полей, что немаловажное по тем временам значение. Помимо хозяйственно-организационных вопросов в центре внимания заведующего И.Д. Баланова стоял кадровый вопрос. Обеспеченность квалифицированными кадрами была крайне слаба. В плане работы Якутского гороно на 1930/31 уч.г. 12 пункт гласит: «Участвовать в организации курсов переподготовки работников просвещения», в пункте 14 говорится: «Подготовить кадры для детских площадок». В ф.945, оп.1, д.675, л.41 сохранилось рукописное письмо И.Д.Баланова в НКПЗ ЯАССР от 2 апреля 1931г. «У вас происходило совещание по вопросам об открытии дошкольных учреждений на средства общественности и других организаций, где указано, что будут площадкиясли, а не просто площадки или ясли. Гороно такую постановку считает не совсем верной по тем мотивам, что для таких комбинированных учреждений как ясли-площадки, рассчитанные на два возраста, преследующие две цели- воспитательную и лечебную, персонал должен отвечать и тем, и другим требованиям, быть и медиком, и педагогом». В 1930-31уч.г. быстрыми темпами в Якутске развертывалось всеобщее начальное обязательное образование с 8-11 лет. На плечи учительства была возложена ответственнейшая задача – ликвидировать неграмотность населения от 16 до 40 лет. Было создано общество «Долой неграмотность!» Начато осуществление семилетнего всеобуча. 12 мая 1931г. было проведено расширенное совещание аппарата гороно с приглашением заведующих школами I и II концентров, с участием инспектора НКП Слепцова, преподавателя Якутского педтехникума Соболева. Слушался вопрос об организации школьной учебно-показательной выставки, где должна участвовать каждая школа. Выставка должна была отразить актуальные вопросы того периода: антирелигиозное и интернациональное воспитание; детское коммунистическое движение; политехнизация школы; общественно-полезная работа; вопросы самоуправления учащихся; военизация; формы учета учащихся; ударничество и социалистическое соревнование. Следует отметить, что зав.Якутским гороно И.Д.Баланов всегда и во всем имел свое мнение, так сохранилась переписка с председателем горсовета, копия направлена в НКПрос, ответ на приказ НКПР ЯАССР следующего характера: «… Указываемый в приказе т.Попов М.М. с 1 июля находился в очередном отпуску. Но НКПрос даже не считаясь с этим через голову ГОРОНО и Горсовета издает приказ о  перемещении и назначении работников, находящихся на службе у ГОРОНО. Это не руководство работой ГОРОНО со стороны НКПроса, а неуместное вмешательство в работу ГОРОНО, которое нарушает нормальный ход работы. Таких случаев много, например, находящегося в очередном отпуску учителя тов.Студенцова назначает инспектором НКПроса и в заключение ставлю в известность, что подобные приказы со стороны ГОРОНО выполняться не будут. Зав. ГОРОНО Баланов. 7.07.1931г.» Дальше необходимо отметить, что в отчетах ГОРОНО того времени и статей И.Д.Баланов виден как большой поборник за просвещение народа, образование, воспитание и физическое развитие подрастающего поколения. Он писал много статей, только за 1930-31уч.г. он написал большие статьи на злободневные темы в газету «Автономия Якутия»: «Объявляем культпоход для ликвидации безграмотности по г.Якутску», «Бездеятельность общества», «Дезертир с культурного фронта», «Пути ликбез-похода в городе Якутске», «Долой неграмотность», «Бороться за качество». В 1932-34гг. И.Д. Баланов работал директором Якутской национальной библиотеки. В 1934 году Иван Дмитриевич получил назначение на работу в Якутское представительство в Москве, но вскоре ушел из жизни. Он прожил короткую, но насыщенную, полную событиями жизнь. Оставил яркий след в истории послереволюционного становления не только образования, но и социально-культурной жизни населения Якутии, г.Якутска.

Поделиться: