Экологический десант: по следам грязной воды Вилюя

В ходе нашего экологического десанта, проведенного 18-23 января по маршруту Якутск – Сунтар – Мирный – Нюрба – Верхневилюйск, были организованы встречи с населением и посещение производственных объектов ПАО АК АЛРОСА. И естественно, у нас сложилось впечатление о том, что конкретно делается на местах в этой части.

Начну с предыстории этого пробега. В конце ноября во время парламентских слушаний по проблеме загрязнения реки Вилюй молодая общественница Кристина Егорова имела беседу с исполнительным директором компании И.В.Соболевым, где по своему обыкновению задала очень много вопросов, требующих обстоятельных ответов. В заключение этого разговора Игорь Витальевич пригласил ее приехать в Мирный для ознакомления с ситуацией на месте. И в середине января по решению нашего объединенного Союза экологов туда выехали молодые экологи – инженер Кристина Егорова и юрист Дмитрий Дмитриев.

По инициативе общественников Дмитрия Петрова и Марины Платоновой для оказания нашим представителям моральной поддержки была сформирована группа, в которую вошли также народный депутат Сулустаана Мыраан, активистка из п.Сюльдюкар Мирнинского района Вера Афанасьева и автор этих строк, журналист Владислав Коротов. Мы приносим огромную благодарность Дмитрию Дмитриевичу, который организовал основную часть нашей поездки – микроавтобус, встречи в наслегах, прием и ночлег.

В первый день в Сунтаре нас принял глава администрации улуса А.В.Григорьев и в течение часа мы обменивались мнениями, Анатолий Васильевич рассказал нам о программе Года экологии и защиты здоровья населения, который объявлен в наступившем 2019 году. Согласно этой программе в течение года будут проведены множество мероприятий – в первую очередь, оснащение прилегающих к реке Вилюй 15 наслегов из 26 сельских поселений улуса очистными сооружениями (в настоящее время действуют подобные станции в 12 поселках), во-вторых, проведение полного медицинского обследования ВСЕХ жителей улуса и включение в инвестиционный бюджет строительства второй очереди больничного комплекса, запуск канализационной системы с очисткой в с.Сунтар, экологическое просвещение населения и уборка мест свалок, а также работа с недропользователями в части обеспечения экологической безопасности. Стоит напомнить, что на сунтарской земле уже начали действовать «Сургутнефтегаз», Иркутская нефтяная компания, «Газпромгеологоразведка» и РНГ.

Также у нас были встречи до этого в селе Эльгяй, в улусном центре с депутатами и представителями общественности, и поздно вечером – в селах Крестях и Куокуну. Примечательно, что в Крестях, где в августе 1949 года на косе Соколиной был обнаружен первый в Якутии алмаз, приехали специально на встречу общественники-активисты из самого отдаленного села улуса Вилючана. Люди высказывали свои предложения, просили совета, делились своими бедами. Почти никто в прибрежных селах не пьет воду прямо из реки. В теплое время года выходом из положения стали очистные сооружения, которые хоть в какой-то мере очищали мутную воду. С наступлением зимы многие на селе заготавливают лед. Но не в каждом селе есть естественные водоемы, откуда можно брать чистую воду. К примеру, в Вилючане и Куокуну, равно как и в мирнинском Сюльдюкаре нет поблизости озер с хорошей водой. Поэтому население требует проводить изыскания альтернативных источников водоснабжения, восстановление или поиск новых подземных скважин, подведение водопровода хотя бы до социальных объектов. И в каждом селе население просит провести полное медицинское обследование всех без исключения жителей. Звучали и более решительные предложения — вплоть до изъятия лицензии у компании АЛРОСА.

Познавательной получилась поездка в мирнинский поселок Таас Юрях. В этом отдаленном селе ранее было отделение совхоза «Новый» – подсобного хозяйства треста «Якуталмаз». Однако преемница могучего алмазного объединения несколько лет назад принялась сокращать непрофильные активы и под так называемую оптимизацию попали и селяне, отделения в поселках Новый и Таас Юрях закрыли. Таасюряхцы собираются объединять полученный в качестве пая скот и создать коллективное предприятие. Как рассказывает глава администрации Ботуобинского наслега Зоя Христофоровна Данилова, небольшой поселок с 400 жителями со всех сторон окружили шесть компаний-недропользователей, в вахтовых поселках которых не менее 2500 работников. Радует, что некоторая часть сельчан устроилась работать на эти предприятия. Но если раньше мужская часть населения занималась охотой и рыбалкой, то нынче на их охотничьих угодьях хозяйничают пришельцы, которые собираются установить буровую вышку прямо на берегу некогда чистой речки Ботуобуйа и для своих передвижений по тайге перегораживают речку.  Хорошо, что сами таежники фиксируют все эти нарушения и сообщают о них через соцсети руководству компаний или в природоохранные структуры, что помогает поддерживать относительный порядок.

В понедельник мы присоединились к нашим молодым экологам. Нашу группу в Мирнинском ГОКе встретило практически все руководство комбината. В сопровождении главного инженера, и.о.директора Нюргуна Захарова и заместителей директора мы за два дня осмотрели ту самую печально знаменитую драгу №201, обогатительную фабрику № 3, хвостохранилище этой фабрики, накопитель карьера «Мир» на ручье Тымтыйдаах и очистительные сооружения рудника «Интернациональный». 

Порадовало, что алмазники стали более открытыми и доброжелательными к назойливым общественникам, которые без конца задают свои дилетантские (а порой и вовсе смешные с технической стороны) вопросы. Показали и рассказали буквально обо всем. Делать какие-то далеко идущие выводы мы не можем, но общее впечатление о деятельности алмазного гиганта себе составили.

Я все время искал ответ на мучивший меня вопрос: неужели эти культурные, технически высокообразованные люди, каждый второй из которых с гордостью говорит, что он родился здесь или по крайней мере живет в Мирном с детства и трудится с младых лет, могут вредить всему населению Якутии, заполняя наши реки ядовитой гадостью? Неужто они лгут или не осознают всего масштаба этой беды?

Общаясь с ними в рабочей обстановке, можно удостовериться, что все они профессионалы в своей области, на своем участке. Но, как мне показалось, они отвечают только за свой конкретный фронт работы, поэтому, когда случаются такие форсмажорные события, виновного трудно найти – начинается перекладывание вины на другого. Эдакое корпоративное единство.

В сентябре, когда мы с Алексеем Басылаевым ездили в Мирный и позже на собраниях общественности, представители компании в один голос утверждали, что виной всему стали обильные осадки, а катализатором бедствия стало небольшое озерко в дачном поселке. Сегодня же дождь упоминают в качестве одной из причин аварии. Это уже можно назвать прогрессом.

Меня удивляет процесс добычи алмазов. Казалось бы, эти самые дорогостоящие в мире камни следовало бы извлекать самыми современными супернанотехнологиями. Ан нет, на Иреляхе работает драга с 60-х годов! Представляете, прошло полвека, а алмазы добывают с помощью древнего агрегата-монстра, в котором через каждые 20 лет меняют какую-то начинку. А чтобы удержать воду на дражном полигоне, чтобы было где передвигаться этому гиганту вплавь, сооружают плотины из песка и глины, как на каком-нибудь колхозном поле те же полвека назад. На фабрике №3 также действуют машины времен застоя, с небольшими модификациями нового века.

Использованная в процессе добычи и обогащения речная вода (по заверениям сотрудников компании – содержащая минимум примесей) хранится в открытых водохранилищах. Так называемый рассол сероводородной воды из законсервированной ныне трубки «Мир» – самого большого и глубокого рукотворного карьера – по ручейку стекает в накопитель на речке Тымтайдаах. От самой речки это огромное водохранилище отделяется также земляной плотиной. Кто может гарантировать, что загрязненная вода из этих хранилищ не попадет в протекающие рядом речки через какие-нибудь подземные водоносные горизонты? Отчего в каждый паводок и ледостав вода в Вилюе становится похожей на желтые воды священного Ганга? Ответов на эти вопросы мы не получили. Надеемся, что все же в обозримом будущем могущественная компания найдет силы и возможности для рекультивации всех использованных земель, для утилизации цивилизованным путем или очистки всех хвостохранилищ.

Но все же радует, что некоторые подвижки в деле открытости компании для общественного контроля появились.

К сожалению, не наблюдается таковых подвижек в обеспечении многострадального поселка Сюльдюкар, находящегося в административном ведении Мирнинского района и располагающегося всего в 110 км от столицы алмазного края. Мало того, что около 250 жителей эвенкийского национального поселка все пять месяцев после аварии жили без чистой воды, так еще АЛРОСА собирается также закрыть здесь отделение совхоза «Новый». Тогда люди останутся без работы – кроме бюджетных учреждений, совхоз был единственным работодателем. На другой день после поездки наших активистов в Сюльдюкар там состоялся отчет главы Мирнинского района Ришата Юзмухаметова. Хотелось бы верить, что долгоиграющая стрессовая ситуация с отсутствием воды будет наконец-то разрешена.

На обратном пути мы провели встречи с населением в Нюрбе и Верхневилюйске. В Нюрбе нашу группу встретили общественники Нюргуяна Михайлова и Павел Необутов, нас также принял глава А.М.Иннокентьев, который ознакомил с положением в улусе. Алексей Михайлович рассказал, что на нюрбинской земле сходятся две реки, несущие отравленную воду – Вилюй и его приток Марха, в верховьях которой расположен аварийный ядерный саркофаг «Кратон» и где на Накынском месторождении действует Нюрбинский ГОК. Положение смягчило наличие в Нюрбе артезианской скважины, откуда население обеспечивалось чистой водой все это время. Достойно подражания еще одно — в улусе инвалидов, ветеранов труда и тяжелобольных обеспечивают бесплатной очищенной водой. И еще, среди общественников-экологов в Нюрбе есть группа юристов, готовых защищать права своих земляков.

В Верхневилюйске также состоялась весьма продуктивная встреча. В улусе много известных активистов общественной жизни, самобытных философов и записных ораторов. Так, на нашей встрече один из руководителей общественного комитета «Вилюй», доктор исторических наук Никита Деевич Архипов воскликнул: «Экологическое движение в республике еще живет!» Выступили со своими предложениями писатель и уникальный педагог Миитэрэй Баппа5ай, Николай Корякин-Уран Ньукулай и многие другие. Они говорили о необходимости изыскания подземных источников и даже о сооружении рукотворного водохранилища.

Неизменным успехом пользовались выступления народного депутата Сулустааны Мыраан. Люди подходили к ней, советовались, обращались со своими бедами. Все предложения она записывала, и мы уверены, что она не оставит их без внимания.

Одним из самых значимых достижений нашего экологического десанта можно считать подписание соглашения Общества независимых экологов РС(Я) с компанией АЛРОСА о налаживании взаимных контактов, предоставлении по просьбе наших общественников всей необходимой информации по экологической деятельности алмазников.

В понедельник члены группы провели пресс-конференцию в зале Общественной палаты РС(Я), на которой рассказали об итогах поездки, ответили на вопросы собравшихся. Участники пресс-конференции с интересом выслушали информации координатора проекта «Экология» ЯРО Общественного народного фронта Александра Витальевича Жураковского, председателя Сунтарского улусного собрания депутатов Ульяны Дмитриевны Поповой, главы села Сунтар Эдуарда Егоровича Филиппова, начальника Верхневилюйского улусного управления образования Спиридона Олеговича Борбуева, председателя Союза независимых экологов Алексея Христофоровича Егорова.

Союз намерен и в будущем проводить такие выезды.

Владислав КОРОТОВ. Фото автора.

Поделиться:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Необходимые поля отмечены звездочкой (*)