Кооператив «Чороон» нашего детского дома славился в 80-х годах

Я питаю особые чувства к чороонам, этим прекрасным изделиям из дерева.

Во время работы в Тойбохойском детском доме Сунтарского района, я с друзьями-единомышленниками, своими коллегами Гаврилом Егоровым, Виссарионом Осиповым и Юрием Герасимовым в 1985 году открыли мастерскую по изготовлению традиционной якутской деревянной утвари. Я купил в районном центре заброшенный промышленный токарный станок, Гаврил сделал инструменты для резьбы, Виссарион и Юрий помогали в организации. Так, Гаврил Васильевич быстренько обучил нас резьбе, мы узнали значение каждого традиционного орнамента – и дело пошло на лад. С нами работали вместе наши воспитанники – ребята и несколько девочек.

Спустя год мы решили придать нашей мастерской современное звучание – задумали открыть детский кооператив. Люди взрослые помнят это время – вторая половина 80-х, перестройка, гласность, демократизация общества. Повсеместно открывались кооперативы – в основном они были торгово-закупочными, производственных было мало. В Якутии это движение только начиналось.

Итак, решено – сделано. Нормативной документации не было, мы знали об основах кооперации только из газет да ТВ, всезнающего интернета с Гуглом тогда не было. В итоге мы сами разработали Устав своего предприятия, которое мы назвали «Школьный художественный творческо-производственный кооператив «Чороон» по изготовлению якутской национальной посуды». Согласно этому Уставу, 25% от выручки за изготовление чороонов мы предназначили детскому дому за аренду мастерской, оборудования, использование электроэнергии (вот какие мы были продвинутые!), 25% отдавать в Фонд совета воспитанников – для использования на нужды всего коллектива воспитанников, а также на приобретение материалов, инструментов и т.д., а остальные 50% решили зачислять работающим в кооперативе воспитанникам на сберкнижку.

В то время на каждого нашего детдомовца у нас была заведена сберегательная книжка, куда мы перечисляли пенсии детей за потерю кормильца (таких было мало, ибо 4/5 наших воспитанников были так называемыми «социальными сиротами», то есть сиротами при живых родителях, которые сидели за решеткой, бросили своих детей или в лучшем случае были лишены родительских прав за пьянство). Туда же на книжку мы зачисляли заработанную детьми в летнем лагере сумму. И таким же образом на книжку решили перечислять заработанные в кооперативе деньги.

Наш кооператив в то время был единственным в Якутии школьным предприятием. Очень скоро он встал на ноги. Работы наших детей пользовались большим успехом. Учреждения и предприятия района покупали наши чорооны для подарков и в качестве наградной атрибутики, пошли заказы из других районов. Наши работы стали брать на выставки в Москву, другие города Советского Союза, отдельные экземпляры выставлялись и за рубежом.

С докладом об опыте работы нашего кооператива в 1988 г. я принял участие на Первом Всесоюзном семинаре-совещании руководителей школьных кооперативов в г.Уфа. В том же году четверо наших воспитанников, лучших мастеров по изготовлению чоронов – Ваня Иванов, Саша Васильев, Гриша Наливкин и Света Макарова выезжали в Москву на Выставку достижений народного хозяйства СССР, где были награждены медалями ВДНХ.

Мы, взрослые организаторы, работали наравне с детьми. Так же, как и они, мы научились вытачивать чорооны на станке, красить их отваром лиственничной коры, сушить хрупкие деревянные сосуды, а затем вырезать узоры на изделиях. А для выставок и по особым заказам мы делали чорооны вручную – вырезали из березового полена якутским ножом чороон, придавали ему форму и выскабливали круговым ножом-иэт внутреннюю сторону сосуда – для изготовления одного такого чороона требовалось работать по месяцу и больше.

А лучшие наши мастера-ребята зарабатывали таким образом по 500-700 рублей, в то время как я, будучи заместителем директора детского дома, получал 200-250 рублей. 

Клубная и кружковая работа в педагогической системе А.С.Макаренко и в практике Тойбохойского детского дома

В.П.Коротов – заместитель директора Тойбохойского детского дома Сунтарского района. 1987 г.

… Я хочу привести в качестве примера два вида внеурочной работы, которую мы хотим наладить и поставить на ноги у себя в детском доме, о результатах, а тем более, о далеко идущих педагогических выводах говорить пока еще рано. Но, как говорится, начало есть.

Первое – это с большим трудом пробитая организация художественного творческо-производственного кооператива «Чороон» по изготовлению якутской национальной посуды. Нам повезло, что нашелся энтузиаст этого дела, народный мастер по чороонам Гаврил Васильевич Егоров. Теперь наш кооператив начинает зарабатывать авторитет у населения не только благодаря многочисленным, зачастую сделанных авансом публикациям в печати.

За полтора года существования мастерской, оборудованной всем необходимым инвентарем, и пяти месяцев функционирования кооператива можно говорить об определенных положительных моментах этого выбранного нами направления, Производство при соответствующей организации и разработке всей основы деятельности имеет притягательность для ребят, дает простор их энергии, творческой фантазии. Дело не только в том, что благодаря существованию этой мастерской и кооператива у нас существенно сократилось безделье, бродяжничество воспитанников, которое является бичом подобных нам интернатных учреждений. Кооператив воспитывает в детях любовь к систематическому труду, чувствo гордости за произведение рук своих, интерес к национальному декоративному искусству и, через это, интерес к родной культуре, искусству и истории своего народа, вообще чувство сопричастности к настоящему делу и, что особенно важно, умение зарабатывать своим трудом и считать заработанное, что в частности может как-то противодействовать возникновению у воспитанников детского дома чувства потребительства и иждивенчества.

При выработке Устава мы руководствовались системой распределения доходов кооператива среди его членов на основе разработанного в коммуне им.Ф.Э.Дзержинского устава. Часть дохода, перечисляемая на расчетный счет детского дома в возмещение амортизации мастерской, ее оборудования, а также в Фонд Совета воспитанников для использования на нужды всего детского коллектива, способствует развитию чувства долга и самосознания ребят. Примечательно, что некоторые воспитанники из числа старшеклассников, ранее даже не заходившие в мастерскую, в последнее время начали работать наравне с членами кооператива, почувствовав вкус настоящей работы. Конечно, у нас есть еще недоработки и недочеты в организации работы кооператива, системе учета, но в целом можно уже сейчас сделать заключение о благотворном влиянии этого начинания.

… А вторым видом внеурочной работы у нас был военно-патриотический клуб «Патриот», который мы открыли вместе с военруком Тойбохойской средней школы Анатолием Даниловым. Впоследствии, когда я переехал в Якутск, Анатолий Егорович был назначен директором нашего детского дома.

Владислав КОРОТОВ, фото из архива Александра Васильева, черно-белые снимки сделаны известным фотографом Иннокентием Канаевым.

Поделиться: