Досье:
Радослав Маринов Великов.
Родился 2 сентября 1983 года в с.Куцина Великотырновской области, Болгария. Рост – 162 см. Вес – 55 кг.
Бронзовый призер XXIX Олимпийских игр (Пекин, 2008). Чемпион (Гуанчжоу, 2006) и двукратный серебряный (Будапешт, 2005; Стамбул, 2011) призер мира. Серебряный (Баку, 2010) и двукратный бронзовый (Вильнюс, 2009; Белград, 2012) призер Европы.
Радослав Великов хорошо известен любителям вольной борьбы Якутии. Во-первых, тем, что является одним из лучших борцов современности, притом в весе 55 кг, который мы издавна привыкли считать «исконно нашим». Во-вторых, он неоднократно встречался на ковре с нашими ребятами и, случалось, побеждал некоторых из них. Самая свежая «обида», нанесенная им нашей гордости – устранение с олимпийского турнира Николая Ноева-Аянитова. Тем не менее, якутяне не таят на него зла – мы понимаем и по достоинству оцениваем хорошую борьбу.
Мы с редактором журнала «Илгэ» Мариной Тимофеевой встретились с ним накануне Международного турнира Гран-при памяти Дмитрия Коркина.
— Радослав, добрый вечер! Мы знаем, что вы в Якутии уже второй раз. Где вам удалось побывать, кроме соревнований да тренировок?
В Якутии мы были почти месяц. Посетили ысыах в Намской области (так наш гость по своей привычке называет улус), где нас пригласили поучаствовать в национальной борьбе хапсагай, я участия не принимал, другие наши спортсмены соревновались. Михаил Ганев выиграл, Анатолий Гуйдя по-моему занял второе место, ребятам понравилось. Отдохнули на природе, ездили на рыбалку на Лену.
— Что-нибудь удалось поймать?
— Мы поймали две щуки – такие нормальные (показывает руками, но в меру скромно), славно отдохнули. Вместе с нами была пятикратная чемпионка мира и двукратная вице-чемпионка Олимпийских игр в весе до 72 кг Станка Златева, так она больше нас поймала.
— Летом в прошлом году хорошо было, а сейчас осень, меньше солнца и холоднее. На этот раз где были?
— Ездили на матчевую встречу. И вновь в Намский улус.
— Так совпало, что я лично присутствовал на тех самых соревнованиях, где вы достигли самых высоких результатов: в 2006 году на чемпионате мира в Гуанчжоу, в 2008 году на Олимпиаде в Пекине, и в 2011 году в Стамбуле на чемпионате мира. Счастлив тем, что стал свидетелем отличной борьбы в вашем исполнении. Вам сейчас 29 лет, как насчет продолжения вашей спортивной карьеры? Планируете ли принять участие в Рио-2016?
— Безусловно, я желаю продолжить карьеру и принять участиена Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, но думаю, до 55 кг вес гонять будет трудновато, поэтому буду бороться в весовой категории 60 кг. Когда я приехал в Якутию, то весил 62 кг, а теперь уже вешу более 65 кг, поправился – уж очень вкусно и сытно у вас кормят.
— Значит, якутская кухня «виновата»…
— Да, попробовал жеребятину и оленину. Когда в прошлом году Витя Лебедев пригласил в ресторан и нам преподнесли замороженную печень, я сначала подумал, что это сухое мясо – вкус был каким-то непривычным. Потом уже мне очень понравилось.
— Якутскую рыбу пробовали на вкус?
Строганину ел, вдоволь насладился салатом «Индигирка» (правда, сначала он назвал ее «лезгинкой»).
— Радослав, откуда вы так хорошо знаете русский язык?
— В прошлом году же был целый месяц, тогда начал говорить. Еще на соревнованиях с ребятами общаюсь, вот там и научился.
— Вы родом из сельской местности?
— Вырос в деревне, только родился в городе, так как в селе не было больницы. Но мои родители сельские жители – папа на тракторе землю обрабатывал, мама трудилась поваром в детском садике. Раньше в Болгарии любым видом спорта можно было заниматься, всюду были секции, много соревнований проводилось. Когда отец был молодым, то занимался борьбой. У меня старший брат и младшая сестра.
— У вас есть своя национальная борьба? Как вам якутские виды – масс-рестлинг, хапсагай?
— Да, есть, я там всегда принимаю участие. Обычно такие состязания проводятся в день города, во время народных гуляний. Борьба может длиться 3-4 часа, от этого и зрители, да и сами спортсмены сильно устают.
В хапсагае я сам попробовал бороться. Но правила его очень суровые, мы же в вольной борьбе привыкли при выполнении приемов опираться на колени. Мас-рестлинг – очень интересный вид.
— Как пришло к вам увлечение борьбой?
— В выходные дни знакомые ребята приезжали из города в деревню, был один парень, который занимался гимнастикой, показывал всякие трюки – сальто. кульбиты. На меня это произвело огромное впечатление, что я загорелся желанием заниматься спортивной гимнастикой, но родители меня отговорили.
Когда я окончил 4-й класс, в летние каникулы меня отправили на море в лагерь, там ко мне подходит один человек и спрашивает: «Хочешь заниматься борьбой?», я хотя и не знал ее хорошо, согласился, правда, сначала поинтересовался, есть ли у них каратэ (заразительно смеется). В то время, помню, мы по телевизору видели схватки великого Валентина Иорданова.
По приезду домой я всех своих предупредил, что буду заниматься вольной борьбой. Набил мешок песком, сделал себе чучело и начал «тренироваться». Но, к сожалению, человек, который пообещал меня принять в борцовскую секцию, так и не появился. Только через 2 года, когда я учился уже в 6 классе, вдруг он позвонил, я сразу по голосу узнал того человека, моего будущего тренера. Он долго разговаривал с мамой, договорился о моем дальнейшем переезде в город.
Так я стал учеником спортивной школы. Ребята, которые тренировались со мной, умели уже выполнять различные приемы. Я был маленького роста и делал только перевороты вперед и назад. Было очень трудно, даже хотел обратно домой. Наш тренер был очень хорошим психологом, с нами много беседовал, подбадривал. Так я занял второе место на первенстве области, потом уже на следующий год стал чемпионом страны среди школьников.
— Вы боролись на трех Олимпиадах, многих крупных соревнованиях, с кем из якутских борцов встречались на ковре?
— В первый раз я встретился с Сашей Контоевым, на первом для меня взрослом соревновании – лицензионном турнире в Болгарии, мне тогда было 19 лет. Тогда я ему проиграл в борьбе за третье место. Но мы оба завоевали олимпийскую лицензию в Афины – но Сашу не взяли туда.
Позже боролся с Владиславом Андреевым, Тимуром Пестеревым, Виктором Лебедевым, Александром Корякиным, Николаем Ноевым – много их было.
— С кем из них труднее было бороться?
— В 2004 году, когда я только начинал выступать среди взрослых, очень трудно было бороться с Александром Контоевым, он мне шансов вообще не дал. Я тогда молодой был, особо на схватку не настроился, сначала выиграл 3:0, потом схватка полностью перешла в руки Контоева, тогда проиграл со счетом 8:3. (Разговор проходил накануне турнира и наш собеседник как будто предугадал победное выступление своего друга).
Если честно, с каждым из якутских борцов трудно бороться, у них есть своя хорошая школа. Я у многих выигрывал, но и проигрывал тоже иногда.
— Как вы относитесь к современным правилам борьбы, они подходят вам? Или есть какие-то недостатки?
— Что можно тут сказать, данные правила уже существуют, значит, с ними нужно смириться. Не могу согласиться с тем, что они такие уж плохие. Какие правила есть, по таким и надо бороться, и побеждать.
— Вы жили в сельской местности, как обстоят дела в Болгарии с охотой и рыбалкой?
— Когда я был маленьким, мы постоянно ходили на рыбалку к реке Янтра, она не такая большая, как Лена или Амга. Это небольшой приток Дуная. Там мы ловили сома, щуку, карпа. Русских названий некоторых рыб я не знаю – по-болгарски они называются «каракуда», «щаран», «беловица», «кустур». Здесь я ловил кустура (общими усилиями мы выясняем, что это окунь).
— Какую марку ружья предпочитаете, когда охотитесь на дичь?
— Четыре года я пользовался гладкоствольным ружьем (как Радослав говорит – «дробовым»), и вот три года назад приобрел карабин «Blazer» калибра 30,06 (по российским стандартам – 7,62 мм).
По субботам и воскресеньям идет охота на кабанов, также с собаками охотимся на перепелов (как он назвал – «на падпадеков»), они маленькие, но зато очень вкусные. Я в основном охочусь на кабана.
В Болгарии никогда не стрелял уток, лишь один раз. Вот здесь в Якутии я попробовал охоту на уток, попал с первого раза, добыл двух.
— А как насчет крупной дичи?
— У нас запрещено убивать оленей, их мало осталось, браконьеры почти всех истребили. На боровую дичь тоже не охотимся, разрешена охота только на фазана. Мы размножаем их сами – берем птенцов, держим дома и выпускаем, когда они подрастут.
— Как у вас организуется охота? Вы оформляете охотничий билет, приобретаете лицензии?
— Да, безусловно, у нас есть охотничий билет, получаем разрешение на охоту и выполняем другие формальности. В каждой деревне имеется своя отдельная территория, на которой ведут охоту.
Охотничий сезон в Болгарии начинается в октябре и заканчивается в начале января, и согласно закону, мы выходим на охоту только по субботам и воскресеньям. Стоимость разрешения на два дня – 20 евро (около 800 рублей) на одного человека, мы ходим на охоту группой примерно 30 человек. В начале года обязательно оплачиваем взносы – около 100 евро (≈ 4 тысячи рублей). В Болгарии охотников больше, чем военных в армии.
— У вас легко купить ружье, особенно нарезное? Как получаете разрешение?
— До того, как приобрести ружье, мы в течение месяца проходим обучающий курс по технике безопасности использования и хранения ружья, по правилам охоты. После этого сдаем экзамены, и затем еще получаем справки в различных инстанциях, подтверждающие отсутствие судимости, психических болезней и алкоголизма. Конечно, трудно, но терпимо.
— В других странах охотились?
— В Монголии во время сборов охотился на волков, загон делали на машине.
— Придерживаетесь ли вы каких-либо народных обычаев во время охоты?
— У нас нет такого почитания духа охоты, как у вас – Байаная. Просто мы соблюдаем неписаные правила охотника – не выпивать на охоте, осторожно обращаться с огнем.
— Вот вы сказали, что охотитесь только по выходным дням, как далеко уходите от деревни в поисках дичи?
— Болгария – страна маленькая. Мы в лесу не ночуем, в основном ходим из дома. Рано утром выходим в горы – это полчаса ходу от деревни. На кабанов у нас нет ограничения в количестве, сколько может охотник, столько и берет. Мы в некоторых местах добывали по 10-12 зверей.
Охота на кабана считается самой трудной, потому что они очень быстрые и у них отличный нюх. Мы обычно всегда делаем загон. Некоторые стреляют с вышек, но это не спортивная охота – у животных практически нет шансов спастись.
Как я уже говорил, охотимся группой примерно в 30 человек, для удачной охоты в загоне должно быть не менее восьми охотников. После охоты всегда делим добычу между собой – один встает спиной и называет, кому достанется тот или иной кусок. Охота для нас как праздник, по ее завершении мы жарим печень, веселимся. Мы постоянно проходим проверку, чтобы не заболеть трихинеллезом.
Я сам живу в Софии, а мои родители – в деревне, каждые выходные старюсь приехать к ним, там и охочусь.
— У вас есть охотничьи собаки?
— Да, их у меня восемь, породистых нет, все смешанного происхождения – гончие, легавые. Мои собаки отлично гоняют только кабанов, могут целый день за ними гнаться.
Вот нынче Юрий Петрович Борисов и Александр Контоев подарили мне двух породистых щенков якутской лайки, одна – восточносибирская, ей чуть больше месяца, другая – западносибирская, двухмесячная. У себя на родине буду учить их охоте на кабанов.
— В заключение нашей беседы, что бы вы хотели пожелать якутянам…
— Друзей в Якутии у меня много. Народ здесь очень добрый, спокойный. У нас одни интересы – будь-то борьба или охота. Здесь очень хорошо знают борьбу, что мне очень нравится. Я был в других регионах России, там не такие люди – нервные, все торопятся куда-то, друг на друга внимания не обращают.
Я хочу пожелать якутянам, читателям журнала «Байанай» самого главного для человека – крепкого здоровья и всего самого хорошего! Якутским охотникам – удачи и везения, как говорят у нас в Болгарии перед выходом на охоту – насука (то есть чтобы была дичь)!
Беседовали Владислав КОРОТОВ,
Марина ТИМОФЕЕВА.
Оставить комментарий