Борьба и олонхо в жизни Николая Сафонова

Герой моего сегодняшнего очерка к своим 75 годам достиг почти всего, чего можно только вообразить. А слово «почти» здесь более чем уместно, поскольку несмотря на свой довольно почтенный возраст, Николай Сафонов-Дьырылы все еще полон планов. Среднего роста, выглядит лет на тридцать моложе, держится молодцевато, острый взгляд бывшего учителя пронизывает собеседника насквозь, у него великолепная память, заразительный смех, искрящийся неповторимый юмор, острый и образный язык. Словом, любому молодому он может дать еще фору.

Одно только перечисление многих его ипостасей  может занять достаточно газетной площади: передовик труда, спортсмен-мастер спорта СССР, учитель математики и физики, заслуженный тренер республики по вольной борьбе, исполнитель тойуков-импровизатор и талантливый мастер осуохая, поэт и переводчик, народный сказитель-олонхосут. В шутку признает за собой не только восемь таких ипостасей-граней (якутская метафора, характеризующая выдающегося мужчину – «имеющий восемь граней добрый молодец»), но целых десять.

От стихов – к олонхо

Сочинять стихи Николай начал пробовать еще в школе. Учителями его в то время были известный поэт Архип Абагинский и талантливый педагог Николай Егорович Саввинов. Затем он забросил стихи. Дар этот в нем «прорезался» спустя почти что четверть века. Осенью 1976 года Николай Иванович опубликовал в «Кыыме» стихотворение «Аар Баҕах», посвященное олимпийским победам трех якутян. И снова в шутку признается в своей «вине»: в своем стихе он дал слишком высокую оценку, что успех этот до сих пор не повторен. Первая же его книга «Сүмэ тыллар» («Золотые слова») увидела свет в «Эдэр коммунисте» — путевку этой книжке в газете дал Прокопий Чуукаар. В 1995 году вышла его книга «Куорат оhуохайдьыттара» («Городские исполнители осуохая»). В начале нового века известные поэты и писатели Моисей Ефимов, Семен Руфов и Прокопий Чуукаар дали рекомендации в Союз писателей республики, но почему-то нашего героя в эту общественную организацию не приняли, сложился своего рода магический круг – книги его как не имеющего членство в писательской организации не ставят в план Якутского книжного издательства, а в Союз не принимали, потому что не имел опубликованных книг. Но ведь книги-то были и есть. И до сих пор мается наш даровитый герой в этом круге…

В 2001-м вышли книга стихов Н.И.Сафонова «Түөн тыллар» («Целебный жар слова») и сборник переведенных им тувинских пословиц и поговорок «Мудрость народа». Стихи получили высокую оценку довольно скупого на похвалы Моисея Ефимова. Критики и поэты сравнивали стихи Сафонова с рубаи великого Омара Хайяма. Пособие в помощь руководителям фольклорных кружков по обучению школьников тойуку и осуохаю под названием «Көмүс дьүрүhүн» («Золотая трель») было выпущено издательством «Бичик» в том же году тиражом в 3000 экземпляров. Хотел Николай Иванович ее приурочить к 100-летию своего знаменитого земляка Сергея Зверева, не получилось, поэтому на юбилее великого сказителя его последователь был в роли «незваного татарина», не приглашенного гостя.

В отзывах об этой книге исполнительскому и просветительскому мастерству Сафонова дали лестную оценку известные исследователи якутского фольклора В.В.Илларионов, К.Д.Уткин, Н.Е.Петров и другие: «Быыппастар быччыҥнаах – кини, үтүмэн үөрэхтээх — кини, кылыйар кылыһахтаах – кини». Заказчик – Министерство образования – раздавал книгу кому ни попадя в качестве сувенира или подарка, при этом в большинстве своем непосредственно тем, для кого она была предназначена, она не попала. Теперь назрела необходимость ее переиздания, однако некому это дело финансировать. Хотя все карты в руки, ибо надо ее выпустить сегодня, когда наше олонхо признано мировым шедевром.

Николая Ивановича волнует, что олонхо в нашей республике при всем том, что оно по всем декларациям является мировым достоянием и пользуется всенародной популярностью, на самом деле таковым не является. А между тем на волне всеобщего ажиотажа вокруг признания олонхо некоторые апологеты чуть ли не передрались в горячке распределения финансов от ЮНЕСКО… На конкурсах олонхосутов участвуют три-четыре человека, слушателей также не больше этого числа… Сейчас уже невозможно при нашем бешеном ритме жизни и практическом забвении своих народных истоков и традиций заставить людей в течение десятков часов или тем более нескольких суток слушать сказания олонхосутов. Да и сказителей совсем мало, утеряна культура слушателей.

Поэтому Николай Сафонов для лучшего восприятия и передачи олонхо современным слушателям предлагает исполнять «адаптированные» к современности варианты олонхо, с кратким и емким языком. Этот метод он давно использует в своей преподавательской практике, для своих учащихся и студентов он исполняет двух-трехминутные фрагменты, своего рода краткие дайджесты популярных олонхо и своих произведений. Да и чего требовать от современных ребят, если они не могут заучить наизусть хрестоматийные стихотворения? Поэтому очень важно популяризировать олонхо путем привлечения к нему интереса молодежи, чтобы наше молодое поколение действительно душой и сердцем воспринимало его. Сам Николай Иванович стремится сочинять и исполнять именно такие краткие, не более одного часа, но емкие олонхо, как его сказание «Чаҕылытта Бэргэн», которое длится около 40 минут. Но сама специфика жанра предполагает многословные, пространные описания Срединного, Верхнего и Нижнего миров, его персонажей. Поэтому здесь было бы уместно использование форм слов «үөрэ-дьүөрэ» (т.е. гармоничных слов), о чем Сафонов написал книгу на основе своего опыта алгысчыта-благословителя, но пока не смог ее издать. Об этом также можно было бы говорить, но в силу газетного жанра придется ограничиться простой констатацией факта. Кстати, Николай Иванович сам является замечательным алгысчытом, иногда даже останавливающим дождь во время своего благословения. А его внучка трех с половиной лет, смешанной, как теперь принято говорить, национальности, не знающая якутского языка, может слушать дедушкины олонхо очень долго, не в пример многим своим сверстникам-саха. Здесь роль играет, видимо, сама магия лексикона олонхо, его гармония, музыкальность. 

В этом году по якутскому радио известный музыкальный редактор Н.И.Максимов два раза провел передачи о творчестве Н.И.Сафонова. Летом в Татте выступали вместе со знаменитым сказителем Петром Егоровичем Решетниковым, много беседовали с ним, тот похвалил его за «выдумку». А в родном Сунтаре, куда Николай Иванович поехал специально выступить со своим олонхо, еле допустили в последний день, да еще попытались не дать исполнить его полностью. Хорошо хоть, слушателей и участников было много, что только воодушевляло исполнителей. То же самое произошло и на юбилейном ысыахе, к 100-летию Сергея Зверева. Причина здесь одна – Николай Иванович хотя и всю свою жизнь находится в спорте и привык к соревнованиям, не приемлет той же состязательности в народном искусстве: «Как можно сравнивать и оценивать пение жаворонка, кукушки, стерха и вороны, какими критериями оценить и расставить по местам исполнителей тойука, осуохая и олонхо?».

Не отвратить бы совсем нашу молодежь непродуманными действиями по всемерному прославлению и распространению олонхо любыми средствами – вот что беспокоит Н.Сафонова. Такой пример мы имели в недалеком прошлом, когда даже в деревнях люди выключали радио, по которому бесконечно и необдуманно транслировали многочасовые тойуки, в итоге у людей даже возникла некая «аллергическая» неприязнь на якутские народные песни. Важно привить вкус, настоящий интерес к слушанию олонхо. Ведь сам Сафонов и многие его товарищи «по ремеслу» почувствовали интерес к тойукам и осуохаю, слушая великого Зверева-Кыыл Уола, и увлеклись этим на всю жизнь.

Сунтарский улус, откуда родом мой собеседник, уже много лет носит гордое звание «Земли Олонхо». Однако на самом деле колыбелью нашего эпоса с полным правом можно назвать Татту, откуда вышли многие сказители, да и сам Ойунский. Все дело в том, что многие путают понятия олонхо и тойука. А Сунтар вернее было бы называть Землей Ырыа-Тойук, то есть народных песнопений и осуохая. К этому располагают сама великолепная природа, что в свою очередь способствовало рождению в этом краю истинно народных талантов в этой области.

Сейчас на волне всеобщего ажиотажа повсеместно начали строить Дома олонхо, правда, никто толком не знает, как их будут использовать, что в них будет все-таки проводиться. На самом деле в них можно было бы открыть школы для изучения и обучения детей олонхо, хотя тот же сунтарский Дом мало для этого приспособлен.

Извечная борьба Добра со Злом – основная тематика якутского эпоса. При этом в олонхо часто живописуется  самая натуральная борьба, единоборства богатырей Срединного мира с абаасы, представляющими злые силы. Ведь якуты испокон веков восславляли добрых боотуров, силачей, борцов в своих песнях, тойуках и олонхо.

Олонхо и борьба – взаимосвязаны

Поражаясь разносторонности талантов моего собеседника и уважая его интересы, тем не менее, памятуя о своей роли спортивного журналиста, перевожу нашу беседу на более близкую нам тематику.

В 1954 году в Сунтарский район приехали два молодых учителя – физрук Семен Зедгенидзев и математик Николай Сафонов. У Сафонова как раз была книжка по борьбе, которую он одолжил коллеге. Семен Александрович был известен на родине под именем «Хапсагай», беззаветно любил борьбу и первым в Якутии начал тренировать школьников и молодежь. Среди них были ставшие впоследствии легендами вольной борьбы школьники Алкивиад Иванов, Альберт Захаров и Владимир Данилов.  Через три года Николай Иванович вернулся из Шеи, где учительствовал, а Семен Александрович уехал как раз учиться в Москву. Сафонов стал классным руководителем в том самом классе, где учились ребята-богатыри. С этого времени и началось восхождение сунтарских борцов.

По мнению Николая Ивановича, в истории развития вольной борьбы в Сунтарском районе есть неточности. Так, Николай Сафонов начал тренировки по борьбе в 1957 г. Степан Сон приехал учительствовать в Сунтар в том же году, ходил к старшим товарищам в «кружок», как тогда его называли секцию, сам же начал тренировать позже, когда переехал в Эльгяй, где вырастил позже Петра Попова, ныне ушедшего из жизни Гаврила Михалева и других ребят. В некоторых источниках пишут, будто учительствовавший  в то время в Сунтаре Михаил Малардыров якобы тренировал самого Сафонова, тогда как на самом деле он даже не заходил в секцию к Николаю Ивановичу.

Николай Сафонов, подобно всем энтузиастам тех лет, на общественных началах готовил в различным соревнованиям легкоатлетов, позже – и борцов-вольников. А по-настоящему становление борьбы началось с того времени, когда в Сунтарский район с 8 по 15 июля приезжал Иван Морозов, мастер спорта СССР провел семинар по вольной борьбе. Уже к 1964 году сунтарские борцы достигли небывалого успеха. Много позже Николай Сафонов вместе с вернувшимся из Москвы С.А.Зедгенидзевым учили вдвоем физкультуре будущего олимпийца Александра Иванова.

Во время учебы в Москве студент Сафонов написал курсовую о якутской борьбе – хапсагае, которую с большим интересом восприняли учившие его педагоги и специалисты, позже специально брал для ознакомления Дмитрий Коркин.

С уважением вспоминает Николай Иванович начинавшего тогда молодого тренера Ивана Аянитова, в 1967 году только после института подготовившего сборную республику к I Спартакиаде народов РСФСР, где якутяне впервые и в единственный раз заняли третье место, а Алкивиад Иванов стал чемпионом. Об этом упоминалось в книге Ивана Кычкина «Саха тустууктара» («Якутские борцы», Якутск, 1969, стр.97). Очень высоко оценивает и Владимира Корякина, друга и соратника Д.Коркина. До сих пор с сожалением говорит о том, что замечательного борца Альберта Захарова не включили в список лучших представителей спорта ХХ века.

В 1970 году Николай Сафонов начал работать в республиканском «Динамо», где подготовил мастеров спорта Афанасия Монастырева, Николая Григорьева (Татта), Илью Григорьева, впоследствии ставшего врачом Николая Алексеева (Вилюйск), Сергея Алексеева и других.

Затем настал период совместной работы с Дмитрием Петровичем Коркиным. Они были знакомы еще с 1960 года, дружили, Дмитрий Петрович уважал Сафонова и пригласил его в 1977-м в ШВСМ. Там они проработали вместе до самой смерти великого тренера, до черного 1984 года. В то время со своим великим учителем работали Михаил Скрябин, Анатолий и Николай Константиновы, Владимир Дмитриевич Попов, Егор Старостин и другие, некоторые из них были действующими спортсменами. А с близкими Дмитрия Петровича – супругой Александрой Семеновной и дочерью Геей Дмитриевной Николай Иванович работал вместе продолжительное время в 14-ой школе, где преподавал детям якутский фольклор.

Вспоминает, как во время сборов молодые в то время тренеры ЯГУ Юрий Андреев и  Николай Рожин сами не осмелились предложить Петровичу кандидатуру Александра Тимофеева в сборную в весе до 57 кг (где основными его конкурентами были Николай Константинов и Михаил Каженкин), а передали свои пожелания через Николая Ивановича, зная, что Петрович прислушается к его рекомендации. Тот сказал: «Никто не отрицает, что Тимофеев и Каженкин борются хорошо, но на сегодняшний день Н.Константинов сильнее». Однако на другой день в прикидке Тимофеев не дал ни одного очка Константинову. На турнире он положил на лопатки сильного бурятского борца, о чем Петрович отозвался: «Тимофеев случайно тушировал Балданова». В то время Сафонов с ребятами уезжал на другие соревнования, по возвращении, где-то через месяц, Коркин сказал ему: «Кроме Тимофеева, никто бы не смог победить Балданова». Вот таким честным, объективным, способным признать свою ошибку или неправоту даже в мелочах, был великий тренер.

Николай Сафонов как тренер постоянно участвовал в судействе, как сам вспоминает с юмором, «отбегал на ковре многие километры». Будучи судьей республиканской категории, он дважды был главным судьей чемпионатов республики на призы Н.Н.Тарского.

Аксакал считает вольную борьбу спортом для сильных физически атлетов, спортом богатырей. Признает, что не столь давно в подготовке борцов больше внимания уделялось физической подготовке, воспитанию морально-волевых качеств. Особо сильны были якутяне в устойчивости, много работали над развитием ног.

Однажды Д.П.Коркин обратился к своему другу с просьбой показать борца, обладающего своими, свойственными ему одному приемами хапсагая. Он хотел сфотографировать для своего архива, над которым он в то время работал. Сафонов указал ему на своего земляка Прокопия Яковлева. Тому как раз выпало бороться с великаном Романом Петуховым. Заметно уступающий ему по габаритам и весу Яковлев своим исконно якутским коронным приемом «өттүктээhин» (передняя подножка с захватом туловища противника) грохнул исполина на твердую землю. Петрович не успел сфотографировать желанный момент, но не терял надежды, что такой шустрый молодец повторит свой прием. Следующим противником сунтарца оказался еще один сильнейший борец того времени – Василий Ильин, отец нынешнего министра образования Феодосии Габышевой. Прокопий не преминул использовать свой бросок, дав возможность Коркину пополнить свою фотоколлекцию. Хотя он не считает себя сколько-нибудь выдающимся борцом, в своем поединке с дагестанцем Азизом Азизовым в 1960-м Николай Сафонов также использовал этот прием: в ответ на выпад якутянина тот упал на колени, Николай выхватил его под мышки и, подтянув к себе, подставил ногу и сделал подножку, бросив кавказца на лопатки. Добрый десяток тысяч зрителей на стадионе «Спартак» вначале просто онемел от такого «нахальства» никому неизвестного якутского борца, до этого все время убегавшего от грозного приезжего соперника, а затем грохнул бурей аплодисментов. Еще один случай. Талантливого устьалданского борца Семена Дмитриева на его родине поборол чемпион республики, чурапчинец Петр Николаев. Возмущенные земляки долго протестовали против этой «несправедливости», о чем писали в газетах, однако «отмщения» не получили. Через некоторое время на первенство «Урожая» приехал Сафонов. И ему в первой же схватке выпало бороться с тем самым Николаевым, известным «өттүкчүтом». И тут Сафонов совершил «возмездие», бросив на лопатки противника его же излюбленным приемом.

О современной борьбе

Высказался опытный тренер и по проблеме сгонки веса. В годы своей молодости он всегда выступал в весе 57 кг. Однако в своей категории он боролся всегда хуже, чем когда сгонял до 52 кг. В качестве примера он приводит аналогию со скаковыми лошадьми. В практике этого вида существует якутский термин «баайыы» — вывязывание, своего рода особый режим предсоревновательного содержания. Якуты в старину никогда не готовили лошадь к скачкам тренировками в бегах, они ее перед стартом просто-напросто «вывязывали» — не кормили, не поили в течение определенного, известного им только самим, времени. В этом и заключалось мастерство умелых конников. Дело в том, что «складом» для «депонирования» необходимых для использования организмом веществ является печень. Туда откладывается глюкоза в виде гликогена, «выдаваемая» организмом в нужный момент при сильных физических нагрузках – том же забеге лошадей или борцовском поединке. Ведь для переработки пищи в этот гликоген требуется определенный промежуток времени, а скидывающий вес спортсмен не получает глюкозу с пищей, его организм выдает готовый фермент в требуемое время.

Поделился умудренный опытом наставник своими мыслями. Приведу их в его изложении, без купюр:

«С самого момента триумфального выхода якутских борцов на международную арену специалисты борьбы начали признавать существование особой, якутской школы борьбы, со своим оригинальным, присущим только ей почерком. Именно это обстоятельство способствовало олимпийским успехам якутян. Некоторые склонны считать основой этой школы наш хапсагай. По моему мнению, да, хапсагай несомненно сыграл свою роль в становлении якутской школы вольной борьбы, но не главенствующую. Особенность нашего народа, проявляющаяся в том, что якуты имеют свои достижения в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности, заключается в том, что наш народ никогда никому не подражал. Он выработал свои, присущие только ему качества в экстремальных условиях существования на Крайнем Севере. Борьба за существование в этих крайне суровых условиях способствовала возникновению у якутов житейской смекалки, находчивости, умения приспособиться и выживать. Говорят еще, что у представителей нашего народа одновременно действуют оба полушария головного мозга, чего нет у других народов. Это – также следствие образа жизни северян. Вот эти положительные качества и давали свои плоды в виде успеха наших борцов. В экстремальных условиях противостояния они совершали свои победные действия. Также у нас особое мышечное чувство. Прибавьте к этому многовековые навыки борьбы хапсагай – вот и получается идеальная модель успешного борца, отличавшая наших ребят от представителей других школ борьбы, стоявших в свое время на голову выше их.

Изменение правил не должно быть препятствием к успеху, к развитию борьбы. Если наши борцы только и делают единичные выпады в борьбе, когда противники делают то же самое, да еще при этом наши уступают в физической силе, мощи – успехов не может быть. В то же время нельзя не признавать, что кое-что у нас еще есть: наши борцы занимают четвертое-пятое места в мире, значит, не все еще потеряно. Однако для того, чтобы вновь достигнуть олимпийских высот, нужно восстановить свою, якутскую школу борьбу, якутский стиль, свой исконный якутский почерк. Сочетать при этом академические наработки, классические приемы со своим родным, якутским. Делать то же самое, что мы имеем теперь в шашках. Хороший борец должен владеть всеми ныне существующими в мире приемами, методиками борьбы. Должен иметь свои, наработанные и отработанные до автоматизма приемы на любую возникающую в ходе поединка ситуации. В ныне практикующейся «толкотне» на ковре обладающий хорошим мышечным чувством борец может что-то совершить, выполнить. На весеннем первенстве России среди юниоров отдельные борцы продемонстрировали единичные красивые, приемлемые в определенной ситуации броски. Нужно, чтобы таких моментов было больше, необходимо такие ситуации создавать самим. Наши борцы почти не используют чисто якутские подсечки, зато три славянина из нашей сборной пытаются, пробуют применить их. Дима Валеев очень красиво подсек взявшего его за ногу противника. А нашим, видимо, «запрещено» уже применять этот эффективный прием. Даже наш именитый борец делает подсечку, «бережно поддерживая» при этом противника, видимо чтобы он не дай Бог не упал. 

Теперь уже нет в методике борьбы термина, соответствующего якутскому «халбарыйыы». Я еще в годы своей учебы измучился, пытаясь найти адекватный перевод этого слова. Здесь используется напор противника, нападающего на тебя, и переводится его вес с подтягиванием к себе и последующей подсечкой. Этот прием мастерски использовали братья Владимир и Петр Поповы.

Комбинационный стиль хорошо описал в своей книге Петр Попов. Проводишь один прием, противник защищается и попадает на следующий прием, тот снова уходит в защиту и вновь – новый прием. Вот такая беспрерывная череда целой связки приемов в зависимости от конкретной ситуации, быстрое реагирование на ее изменение, умение нападать на противника с любой стороны – это и есть мастерство, это хорошо умели делать борцы первых славных поколений. Это же продемонстрировал в Будапеште Алексей Ермолаев, одержавший там семь (!) чистых побед и первым из якутян заслуживший звание мастера спорта международного класса.

После олимпийского триумфа якутян сюда приезжал академик борьбы Юрий Шахмурадов. Он высоко ценил Александра Иванова. На вопрос о том, кого можно считать лучшим борцом всех времен и народов, он назвал японца Юдзи Такада, соперника давшего ему бой нашего Иванова. Делайте вывод сами! Еще в Сунтарской школе девятиклассник Саша кидал 700-граммовую учебную гранату на 52 метра, выстреливая ею как из рогатки! У него руки необычайно гибкие, как бы сами вытягивались – обычный борец делает мельницу до определенного места, далее мышцы сами не пускают, а Иванов ее делал чуть ли не вдвое дальше – никто не мог ему в этом противостоять.

Мы добьемся успеха только тогда, когда вернемся к своему стилю борьбы, в погоне за чужеродным мастерством мы утеряли то лучшее, что было присуще только нам, свое самобытное. Борьба – это искусство. Сейчас наших ребят не учат красивой, эффектной борьбе: «Зачем тебе эти «красивости», дай результат!». Спортсмен, демонстрирующий такую красивую борьбу, должен находиться  в отличной форме, он «балансирует на острие ножа», чуть ошибся – проиграл. Вот поэтому, чтобы допускать как можно меньше ошибок, наши тренеры учат совершать как можно меньше действий. Соответственно – меньше становится и побед. Надо не бояться ошибок, надо подвигать противника совершать их.

Необходимо владеть большим арсеналом самых разносторонних приемов. Алкивиад Иванов с захваченной противником ногой сам делал отхват – и выигрывал. А сейчас жеребьевкой даешь противнику ногу, тот ничего не может сделать. Сейчас говорят, что мы живем старым, рассказываем о том, что давно было и прошло. А между тем вот оно, забытое старое, что может вернуть былую славу нашей школы борьбы.

Какие качества нужны для успешной борьбы? Мышечное чувство – его «ядро» перестает развиваться уже к 12 годам. Быстрота, ловкость, гибкость – также развиваются только до этого возраста. А вот сила и выносливость начинают вырабатываться позже. Вот поэтому важна ранняя специализация, что начал вводить Д.П.Коркин, об этом я говорил еще во время своей учебы», – закончил наш разговор Николай Иванович.  

Свое видение борьбы Николай Сафонов изложил в подборке стихов к 50-летнему юбилею любимого вида спорта. В 50 четверостишиях, опубликованных в приложении «Дьулурҕан», мы можем ознакомиться со своего рода антологией приемов якутской школы вольной борьбы.

Заслуги Николая Сафонова в развитии вольной борьбы были отмечены в нынешнем юбилейном году Почетной Грамотой Президента РС(Я) В.А.Штырова, эта высокая награда была вручена только двоим – ему и профессору ЯГУ, действующему до сих пор борцу Н.К.Алексееву.

«Всем, чего я достиг в своей жизни, я обязан спорту. Хотя никогда не показывал выдающихся результатов, всегда стремился участвовать в спортивных состязаниях. Это дало мне закалку, умение достигать поставленных целей. Мой основополагающий принцип – человеку подвластно все, человек может научиться всему. Я научился в свое время шить даже женские шапки, городские модницы делали мне заказы. То, что под силу талантливому человеку, выдающийся человек может достичь за 10 лет, способному это покорится через 30 лет, а человек средних потенциальных возможностей, как я, сделает это к 70 годам!» — заливисто смеется мой собеседник.

Владислав КОРОТОВ.

К сожалению, охватившая весь мир напасть не миновала и наших ветеранов.

Министерство по физической культуре и спорту РС(Я) с глубоким прискорбием извещает о скоропостижной кончине на 89-м году жизни заслуженного тренера Якутской АССР и мастера спорта СССР по вольной борьбе 

Николая Ивановича Сафонова-Дьырылы,

последовавшей после тяжелой болезни 15 сентября с.г.,

и выражает искренние соболезнования супруге Раисе Елизаровне, детям и внукам, близким и друзьям, ученикам и товарищам по увлечениям покойного.

Николай Иванович – соратник великого тренера Д.П.Коркина по совместной работе в ШВСМ в 1977-1984 гг., известный педагог, писатель и поэт, Аар Дархан исполнитель осуохая и народный сказитель-олонхосут, певец-тойуксут и алгысчыт. Он был автором семи книг, в спортивном мире получила признание изданная в 2013 г. его книга «Түөрэхтэһии», которая может быть настольной книгой для тренеров и борцов. Николай Иванович с1987 г. был постоянным участником и призером конкурсов осуохая ысыаха Туймаады и республиканских фестивалей олонхо, был удостоен звания «Дархан запевала осуохая» (1993), занял I место на конкурсе олонхосутов на Ысыахе Туймаады (2005), был обладателем Гран-при VII фестиваля исполнителей олонхо и номинации лучшего олонхосута на Ысыахе Олонхо в Нюрбе (2012). Исполнял и пропагандировал якутский песенный фольклор в Монголии (1979), Германии, Франции, Швейцарии и Италии (1987), Болгарии (1989).

В последнее десятилетие являлся активным автором республиканских газет. В спортивном приложении “Дьулурҕан” писал статьи о любимой им беззаветно вольной борьбе, где анализировал выступления якутских борцов на различных соревнованиях, подробно разбирал их успехи и конкретные ошибки, давал квалифицированные советы тренерам и молодым борцам. В газете “Туймаада” публиковал уникальные стихотворения в четыре и две строки, что является свидетельством незаурядного стихотворного дарования.

По своей инициативе приходил в ШВСМ и УОР, организовывал встречи с молодыми борцами и их тренерами, где делился своим опытом работы с великим тренером Д.П.Коркиным и его наследием, давал индивидуальные консультации членам сборной республики.

Память о нашем старшем товарище навечно сохранится в наших сердцах…

Ытыктыыр убайбыт, быдан дьылларга быраһаай…

Хомолтолоох сураҕы туттубут: Саха сирин Саарына – үгүс ыччаты билиигэ-кэрэҕэ уһуйбут учуутал, көҥүл тустууну Саха сиригэр бастаан баһылаабыттартан биирдэстэрэ, аатырбыт Д.П.Коркинныын биир санаанан 1977-1984 сс. бииргэ үлэлээбит талааннаах тренер, тохтообот тойуктаах норуот ырыаһыта, оллоонноон олорон ороһутар олоҥхоһут, арчылыыр алгысчыт, оһуохай Дархан этээччитэ, хомоҕой тыллаах хоһоонньут, көрдөөх кэпсээнньит, кэрэ киһи, Сунтаар улууһун Дьаарханыттан төрүттээх Николай Иванович Сафонов-Дьырылы 89 сааһын бу туолаары сылдьан, балаҕан ыйын 15 күнүгэр ыарахан ыарыыттан күн сириттэн күрэннэ.

Николай Иванович 1987 сылтан саҕалаан республикаҕа ыытыллар оһуохай этээччилэр уонна олоҥхоһуттар күрэхтэригэр уонна фестивалларыгар мэлдьи ситиһиилээхтик кыттара, 1993 с. Туймаада ыһыаҕын «Аар Дархана» уонна 2005 с. Олоҥхо түһүлгэтин кыайыылааҕа, 2012 с. Олоҥхо VII республикатааҕы фестивалын Гран-притын уонна Ньурбаҕа ыытыллыбыт Олоҥхо Ыһыаҕын кыайыылааҕа. Монголияҕа (1979), Германияҕа, Францияҕа, Швейцарияҕа уонна Италияҕа (1987), Болгарияҕа (1989) саха фольклорун дьоһуннаахтык билиһиннэрбитэ.

Кини хоһооннорун, тэттик кэпсээннэрин уонна олоҥхолорун холбуу тутан сэттэ кинигэни суруйан таһаарбыта. «Түөрэхтэһии» диэн көҥүл тустууга бэйэтин санааларын, үлэтин уопутун суруйбут кинигэтэ 2013 с. тахсыбыта, бу кинигэтин дьиҥинэн тренердэргэ, бөҕөстөргө остуолларыгар уура сылдьан ааҕалларыгар, күннэтэ туһаналларыгар олус баҕарара.

Кэнники сылларга республикатааҕы хаһыаттарга ыстатыйалары тиүигин быспакка суруйара, ааҕааччылар биһирэбиллэрин ылара. “Дьулурҕан” уонна “Спорт Якутии” хаһыаттарга көҥүл тустуу туһунан өрүү суруйара, улахан күрэхтэһиилэр кэннилэриттэн саха бөҕөстөрө хайдах тустубуттарын туһунан үрдүк таһымнаах ырытыылары оҥороро, хас биирдиилэригэр сыаналаах сүбэлэри биэрэрэ, итэҕэстэрин ыйара. “Туймаада” хаһыакка кэнники кэмнэргэ түөрт уонна икки строкалаах киэҥ өйдөбүллээх хоһооннору таһаарара, бу кини айар дьоҕурун чыпчаала буолбутунан астынара, киэн туттара.

Үрдүкү спортивнай маастарыстыба оскуолатыгар уонна Р.М.Дмитриев аатынан Республикатааҕы Олимпийскай эрэллэр училищеларыгар бэйэтин баҕа өттүнэн кэлэн, тренердэргэ уонна эдэр бөҕөстөргө анаан көрсүһүүлэжри ыытара, бэйэтин үлэтин уопутугар уонна улуу тренер Д.П.Коркин тустууктары бэлэмниир ньымаларыгар олоҕуран сүбэ-ама биэрэрэ, республика сүүмэрдэммит хамаандатын чилиэннэригэр туһааннаах консультациялары оҥороро.

Дьон-сэргэ ортотугар, үөлээннэхтэрин кытта ыллыы-туойа, сэһэргэһэ сылдьарга үөрэммит убайбыт кулгааҕынан истибэт, онтон хараҕынан көрбөт буолбутуттан санаата муунтуйара, саппаҕырара да, мэлдьи инникигэ эрэллээх буолара, сүрэҕин баҕатынан, сүһүөҕэ уйарынан араас тэрээһиннэргэ үөрүүтүн кытта кыттара.

Аҕа табаарыспыт, үтүөкэннээх доҕорбут Николай Иванович, эн тускунан өлбөөдүйбэт өйдөбүдү үгүс сылларга илдьэ сылдьыахпыт…

Сунтаар орто оскуолатыгар үөрэппит үөрэнээччилэрэ – Монреаллааҕы Олимпиада призера Александр Иванов, суруналыыс Владислав Коротов уонна советскай милиция ветерана Владимир Попов, спорт эйгэтигэр эҥэрдэспит доҕотторо – суруналыыстар Петр Павлов, Александр Васильев-Көрдүгэн.

Поделиться: